|
ВЫБОР МАСЕЛ И СМАЗОК ДЛЯ АВТО
В этой статье изложены некоторые советы по применению различных масел и смазок. Несмотря на многочисленную справочную литературу, многие автомобилисты теряются в огромном количестве зарубежных и отечественных марок масел и смазок, тем более, что порой встречаются и противоречивые рекомендации.
Итак, для большинства современных бензиновых двигателей годятся (по отечественной классификации) лишь те марки моторных масел, в обозначении которых есть буквы B1 и Г1. При этом масло B1 можно использовать лишь при уменьшенном вдвое пробеге между рекомендуемыми сроками замены. Масла В2 и Г2 предназначены для соответственно средне и высокофорсированных дизелей. Если индекса 1 или 2 нет — такое масло универсально, оно годится как для бензинового, так и дизельного двигателя.
Всесезонные масла имеют в обозначении знак дроби. Например: М63/10Г1 — масло моторное загущенное (всесезонное) для бензиновых современных двигателей. При температуре 100°С его вязкость — 10 сСт (сантистокс), на морозе же оно ведет себя как зимнее с рабочей вязкостью 6 сСт.
Импортные моторные масла имеют другую классификацию, а вернее три классификации. Первая — по SAE (Общество Американских Автомобильных Инженеров). И выглядит обозначение так: SAE 10W/30 — всесезонное (W) масло, а численные значения вязкости аналогичны отечественной классификации (см. табл. 1). Кроме того, существует классификация по назначению API (Американский Нефтяной Институт). Здесь все масла подразделяются на две группы: масла "S" для бензиновых и "С" — дизельных двигателей. После этой буквы идет другая — А, В, С, D, E, F и т.д. по мере улучшения свойств и пригодности к использованию в более форсированных двигателях. Современным требованиям отвечают классы Е, F, G, H, J. Таким образом, полностью марка импортного масла по SAE и API выглядит так: SAE 10W/30 API "SE".
Применяемость моторных масел различных классов вязкости в зависимости от температуры окружающего воздуха приведена в табл. 2.
В 1996 г. введена в действие классификация масел АСЕА (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей). По ней масла для бензиновых двигателей, например, типа "SG" (по API) получают индекс АСЕА А2-96, а типа "SH" — АСЕА АЗ-96.
Масла для дизелей типа "CD", "CD+" и "CF-4" получили соответствующие обозначения АСЕА В1-96, АСЕА В2-96 и АСЕА ВЗ-96.
Таблица 1. Соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ и SAE

Таблица 2. Применяемость моторных масел различных классов вязкости в зависимости от температуры окружающего воздуха

Можно ли смешивать различные сорта масел, в том числе различных фирм? Обычно во всех справочниках и инструкциях дается отрицательный ответ, т.к. разные сорта масел имеют различные комплексы присадок, что может повлечь образование осадков, потерю качества и т.п. Это не совсем верно. По международным правилам масло не допускается к продаже, если оно несовместимо с другими марками, в т.ч. других фирм. Исключение составляют лишь масла для двигателей гоночных автомобилей и некоторых специальных двигателей (учитывая, что современные двигатели массовых авто часто бывают почти гоночными, то всё же желательно использовать масло какой-то одной марки). В противном случае приходилось бы постоянно помнить о том, какое масло и какой фирмы залито в двигатель, чтобы при доливке не "испортить" его.
Трансмиссионные масла по новому ГОСТу имеют обозначение ТМ (например ТМ-5-9 —трансмиссионное масло 5-й группы по эксплуатационным свойствам, 9 класса вязкости, загущенное). Зарубежная классификация трансмиссионных масел по SAE (вязкость) и API (назначение) в сравнении с требованиями нашего ГОСТ представлена в табл. 3 и 4.
Выше речь шла о маслах на минеральной основе, т.е. полученных из нефти. Но существуют и синтетические масла. В последние годы они стали очень широко применяться как в двигателях, так и в трансмиссиях автомобилей. "Синтетика" имеет гораздо лучшие вязкостно-температурные свойства, а говоря упрощенно — она более вязкая при нагреве и более жидкая на морозе. Кроме того, такие масла обладают лучшими противоизносными свойствами и меньше расходуются на угар. Единственным недостатком является более высокая цена. Как компромисс выпускаются и полусинтетические масла.

Особняком стоят масла типа "ATF" для автоматических гидромеханических коробок передач. С обычными трансмиссионными маслами они совершенно не взаимозаменяемы.
Что касается пластичных смазок, то на первом месте здесь Литол-24 — универсальная и водостойкая литиевая смазка. В принципе она может применяться во всех узлах трения современных автомобилей, за исключением шарниров равных угловых скоростей (шрусов). Здесь же обязательно применение смазки ШРУС-4, которая содержит дисульфид молибдена (MoS2) и имеет высокие про-тивозадирные свойства, что необходимо для надежной работы этих шарниров.
Смазка "158" — также литиевая, содержит противоизносную и антиокислительную присадку - фталоцианин меди и поэтому имеет синий цвет. Хорошо работает в карданных подшипниках. Токсична, поэтому нежелателен ее контакт с кожей рук и тем более попадание в пищу.
Смазки семейства "Фиол" — близки к Литолу и более морозостойки, а Фи-ол-2М содержит дисульфид молибдена (но в меньшем количестве, чем ШРУС-4 и поэтому заменой ему быть не может). Применяются в карданных шарнирах, узлах электрооборудования, рулевых механизмах.
Смазки ЛСЦ-15 и ЛЗ-31 — обладают высокими показателями по стабильности, но почти не встречаются на прилавках магазинов. Могут быть заменены Фи-олами, "№158", ШРУС-4.
Бариевая смазка ШРБ-4 — очень водостойкая волокнистая масса. Она не разрушает резину и применяется в шаровых опорах подвески и рулевых шарнирах.
У смазки ЦИАТИМ-201 — единственное достоинство — морозостойкость до - 60°С. Может быть заменена Фиолами. Недопустимо ее применение в сильно нагруженных узлах, таких как подшипники колес.
ЦИАТИМ-221 похожа по свойствам на "201-й", но приготовлена на синтетической жидкости, благодаря чему не действует на резиновые детали. Применяется в вакуумных усилителях тормозов, прерывателях-распределителях системы зажигания.
Семейство "Униолов" — в принципе также близко к Литолу и может заменять его.
Графитная смазка содержит молотый графит в смеси с солидолом. Годится только для грубых открытых механизмов, листов рессор, винтов домкратов, зубчатых и цепных передач, шлицевых соединений. Ее нельзя использовать в подшипниках качения.
Что касается старых смазок типа солидолов, консталинов, ЯНЗ-2, 1-13, УТ-1, УТ-2, AM и многих других, то их эксплуатационные качества гораздо ниже и по возможности в автомобиле их применять не следует.
При полном или частичном копировании материалов прямая ссылка на сайт www.433hz.ru
Статьи о брелках - пейджерах
Как программировать брелок автосигнализации?
Каким образом узнать модель установленной сигнализации?
Что можно сделать если не работает брелок авто сигнализации?
Брелок для сигнализации, кто он?
Что означает маркировка 433.92Mhz на брелках?
Таблицы заменяемости брелков автосигнализации
Alligator/A.P.S./Pantera/Cenmax/Mongoose/Sheriff
Статьи о противоугонных средствах
Лёгкий Bilarm хоть и не Alligator но...
Установка Falcon на Ford
Противоугонное устройство своими руками
Мастер-Ломастер (как ненадо устанавливать сигналку)
Безопастность без границ
Полярный Волк
Архив
Автосигнализация Pantera SLK-200
Двусторонняя троица Alligator Cenmax Tomahawk
Интересное, полезное, познавательное
Про угоны авто
Почему ломаются стартера на десятках?
Автомобильные масла и смазки
Генератор VS аккумулятор, кто кого?
Практические советы автовладельцам
Против тумана
Вопросы по авто музыке
|
|
|